Friedrich Nietzsche: Философия и Жизнь
![]() |
Бюст Фридриха Ницше. Художник Макс Клингер. 1902 |
Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche 15.10.1844-25.08.1900)
Немецкий мыслитель, философ-волюнтарист, иррационалист и модернист, классический филолог, неакадемический создатель самобытного учения, композитор, поэт, гений научно-философского сообщества.
Афористичность протестного мышления делает его философию универсальной в применении. Но пусть не обольщает полёт его мысли, схожий с восточной и библейской мудростью. Во всех его трудах, притчах, метафорах проглядывается Ангел Света - Люцифер, так маскирующийся, ревнующий и гордый, который двоится в учениях Заратустры и который раздвоил жизнь Ницше до шизофрении.
Ницше - сын пастора, и часто дети верующих родителей, узнавшие христианство, становятся одержимыми бунтарями-антагонистами, подражающие воспитанному в них учению, но превращающие и выращивающие его в кривозеркальную противоположность.
Ницше - это мутация человеческого осмысления мира, могущая привести в тупиковую или в прогрессивную ветвь разума. Да, вся жизнь современного общества течёт по постулатам ницшеанства (капитализм, нигилизм, прагматизм, от геополитики до шварцнегерфильмов). Но это не означает, что такой путь в конце не приведёт к самоуничтожению, как произошло у автора теории.
Данная подборка из телевизионных передач, конспекта тезисов, мнений специалистов, журналистских рассуждений - лишь исследование капли в океане мудрости и песчинки у основания глыбы.
ТЕЛЕКАНАЛ "КУЛЬТУРА": ФРИДРИХ НИЦШЕ
Наблюдатель. Фридрих Ницше.
Эфир 17.04.2019 00:54:56https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/2157541/video_id/2172893/
Ведущая: Фёкла Толстая
Гости:
Евгений Жаринов, профессор МГПУ, историк литературы;
Фёдор Гиренок, профессор философского факультета МГУ;
Юлия Синеокая, доктор философских наук, профессор РАН
Ницше стал популярен с конца XIX в. в России больше, чем в мире по причинам:
1. Разносторонность личности - поэт, композитор, свободолюб, нестандарт - как издержки болезни безумия. Противоречивость его высказываний до сих пор задевает всех и непостижима никому.
2. Последний классик мировой философии, после которого пошло практически художественное творчество философов.
3. Предтеча психоанализа, пророк футуризма, критикующий проблемы морали и этики, альтруизма и слабости, ищущий новые идеалы и недискредитированных ценностей.
4. Афористичность мыслей заражали Максима Горького, похожего на него по духу и внешне, который цитировал мысли "Антихриста" в своих произведениях.
5. "Серебрянный век" русской литературы был модернизмом, реализмом и рационализмом.
6. Христианские церковники были потрясены изменениями и внедрениями новых взглядов на устои и кризис ценностей.
7. Политики трансформировали и транслировали под свои нужды аргументацию культа силы, воли и власти.
8. Востребованность отрицаний (нигилизма) в слоях аристократии и русской интеллигенции с "левыми" настроениями на волне антихристианства.
(Обломки наследной советской интеллигенции сохранились до сих пор на российском ТВ и других СМИ. Интеллигенция - это интеллектуалы, стоящие в оппозиции к власти.)
9. Проблема Сверхчеловека, воспринятая негативно В.Соловьёвым, впоследствие была перенята и переименована советской идеологией в воспитании коммунистического Человекостроения.
10. Ницшеизм был назван "языческой философией" Сверх-Я из-за христианской догмы единственного Богочеловека Иисуса Христа, которая приведёт к краху и шизофрении человека, как у автора.
11. Как традиционники и славянофилы приняли Ницше крайне негативно в XIX в., так символисты, художники приняли на "ура" в XX в. как освобождение от авторитетов, цензуры и как свободу внутри.
12. Утверждения "всё возможно", "опираться на свои силы", "приоритет творчества", "авторитарные нормы морали, собственности, религии, государства, нации - не критерии жизни" импонировало новому поколению неоидеалистов.
13. Человек похож на Бога тем, что он может творить, и Ницше это разрешает и в этом его созидательная парадигма, а не только навязанное клише разрушителя.
14. Люди стали не играть в хороших филологов и историков, а говорить от собственного лица - философствовать, быть свободными, выражать себя в своих произведениях. "Право имею". "Это звучит гордо".
15. Эгоцентризм - выражать своё мнение без оглядки на авторитет.
16. Мировые явления Ницше в культуре, литературе, философии - модернизм, постмодернизм, экзестациолизм.
17. Идея "мир как текст" лежит в основе современной семиотики (считывания), как и идеи "современного кризиса рациональности", "мир бесконечен в интерпритациях", "порядок из хаоса", "математика - язык".
18. Пророчество рационализации общества, действия психологии, идеи бессознательного.
19. Бум ницшеанства - эволюция Томаса Манна, Казанзакиса, Кубрика ("Одиссея 2001", смартфон как "привет" С.Кубрика).
20. Вызов "Так говорит Заратустра" пропитал современную культуру и западную психологию: "Вы не любите мою эстетику - она придёт к вам в форме унитаза" (П.Пикассо).
21. Аристотель сформулировал проблему метафизики "Что есть сущее?" (Почему хоть что-то существует?), а Ницше отвечает "Суть сущего - воля к власти" и таким образом закрывает весь европейский интеллектуальный ресурс.
22. Кант, Фуко, Хайдеггер поставили вопрос "Что есть человек?", а Ницше расстрелял тему своим "Сверхчеловеком" и закрыл её "Бог есть. Он просто умер." так, что в философии вопрос не только не стоит, но его не могут даже поставить.
23. Ницше не даёт определений и делает это специально, утверждая, что относится к философам, которые рождаются посмертно, то есть он будет понят не при жизни, его время придёт позже.
24. Человек - не следующая ступень от обезьяны, а сам индивидум с волей власти, направленной на себя, который может овладеть собой, своими инстинктами, эмоциями (мести и сентиментам), который сам себе хозяин, контролёр, пониматель.
25. Идея современного самосовершенствования как у Ницше - себя превзойти, построить (selfmademan), освободиться от ресентимента и препон зла, чтобы не сожалеть и не доказывать.
26. Ницше и Толстой воспринимаются как антиподы, но они идут параллельно к одной цели - образу Человека без злобы. Их разница - в формулировании и отношении к добру, переоценки ценности в осмыслении мира. "Добро вместо Бога" против "Добро есть Бог".
27. Озеро в горах изливается, но после потрясения и образовании завала оно поднимается и становится глубже. Если человек перестанет изливаться в Бога, он станет полноводнее.
28. Полнота гения Ницше имеет не кабинетное влияние на Россию, а глобальное воздействие на мировую культуру, науку, искусство, цивилизацию. Ницше придумал весь ХХ век - две мировые войны, диктаторские режимы, популяризация национал-социализм-сталинизма для бросания в толпу.
29. "В душе человека есть такие закоулки, куда даже Христос не заглядывал". Достоевский строил человека по парадигме Бога.
30. Есть Ницше, а есть его понимание. В массовое сознание происходит культурный вброс. Оно понимает то, что может понять, и упрощает. Есть Ницше как есть, есть образ и интерпритация Ницше, а также влияние Ницше через интерпритацию.
31. Философия переходит в идеологию, когда тоталитарное государство это использует. Запрет на Ницше введён в 1923 г, несмотря на ницшианский марксизм Троцкого, Горького, Луначарского, Вольского, а в 1934 г он стал "мальчиком для битья" для спасения немецкой классики от фашистской идеологии.
32. В обвинение Ницше выдвигался антисемизм его сестры Элизабет, формулы Сверхчеловека, воли к власти, ревизионизма ценностей, "Государство - самое страшное из чудовищ", хотя статизм национал-социализма был ему чужд.
33. Популяризация приводит к искажению. Вырванные яркие символы - не есть целая правда. В фашисткой обработке идеологии фразы работали.
34. Ницше-"динамит" взрывал афоризмами: "Падающего - толкни". Но имел в виду, "человек - это влияние Шопенгауэра и буддизма на него", а в жизни происходят много изменений, поэтому человеку надо себя избыть, раскрыть, не быть статичным, чтобы перейти на новый этап, перестать и оттолкнуться.
35. Французы денацифицировали Ницше и спасли его от этого клейма. С одной стороны его используют в выжимке идеологии нацсоциализма, с другой стороны спасается французским экзестациолизмом, где утверждаетя "есть я и мои обстоятельства", и в конечном счёте "я и есть весь мир", поэтому "если вы нивелируете мою личность, то нивелируете весь мир".
36. Первая неработающая идея-тромб Ницше в современности - идея Сверхчеловека: так как человек-мост не есть человек-цель и его надо преодолеть и совершенствовать эволюционными механизмами либо техническим отношением человека к себе.
37. Вторая неработающая идея-тромб Ницше в современности - идея Вечного Возвращения, погубившая идею сингулярности: "вечно повторять свою жизнь", так как реальность вечно всё повторяет подобно системе воспитания со снятием гарантии морали авторитета Бога с повестки, чтобы быть моральным.
38. Третья неработающая идея-тромб Ницше в современности - идея представления о жизни и эволюции события человека.
39. Категорический императив Канта: "Если мы не знаем как себя вести, надо поставить себя в ситуацию, найти такой непосильный путь, который будет бесконечно повторяться. Нужно измерять всеобщностью человечества. Каждый человек будет вести себя так. Это критерий моральности поступка."
40. ХХI век наступил не с боем курантов, а со сменой парадигм, но мы продолжаем проигрывать парадигмы ХХ века, который наступил не в 1900 году, а минимум в 1914. И до сих пор мы доигрываем сталинский режим и всю систему образования, работавшей на Ницше, но перешедшей на ЕГЭ.
41. Ницше провоцирует выхлёстывать память стариков, как в античности, оставляя идиотов с iPade c 10 книгами в год. Система "развлекая обучай" в эпоху кризиса книжной цивилизации. Он давил на больные точки - современная позиция. "О пользе и вреде. Истории для жизни."
42. Образование - это память поколений. Книга - это тот основной источник что передаёт информацию. Отказ от памяти прошлых поколений ведёт к деградации. "Ленин - это политик эпохи Ельцина". Не нужны память поколений, книги, школа - встречайте дебилизм.
43. Будущность образовательных учреждений по версии Ницше - в трёхстадийных превращениях человека: навьюченный прошлым грузом верблюд, восставший от вековых пресыщений и авторитетов лев, самокатящийся играющий новый творческий ребёнок.
44. Ницше - философский антиантрополог, но он не закрывает вопросы для одних, а поднимает для других. Закрытие сингулярности "планета перестала дышать" обессмысливает идею Возвращения, а следовательно идею Сверчеловека. А Человек - это сингулярное (неповторимое) событие: грезящее (галюционирующее) тело, чувственность (сверхчувственность), картины (куклы) в ансамбле. Иначе нет ни ступеней ни событий, оно существует и исчезает.
45. Сверхчеловек - это Человек минус Человечество. "Чтобы стать бессмертным, приходится умирать много раз". Ницше убивали на все лады в 30-40-х и воскрешали с возвращением христианства в 80-90-х. Ницше всегда такой, вызывающий жаркие споры для осознания истины.
Что делать? Философия Фридриха Ницше и теория сверхчеловека сегодня
Эфир 06.09.2014 00:44:52https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20917/episode_id/1046703/video_id/1067915/
Ведущий: Виталий Третьяков
Участники:
Игорь Эбаноидзе, главный редактор издательства "Культурная революция", кандидат филологических наук;
Юлия Синеокая, доктор философских наук, профессор;
Алексей Жеребин, доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, президент "Российского союза германистов" России (г. Санкт-Петербург);
Алексей Вольский, кандидат философских наук (г. Санкт-Петербург);
Алексей Скворцов, доцент кафедры этики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Почему Ницше пришёл к выводу о смерти Бога, на каком основании он вывел положение о появлении сверхчеловека.
В чём суть моральной доктрины Ницше? Является ли она доктриной аморализма?
Несет ли Ницше ответственность за те политические и этические взгляды, которые в ХХ веке прямо апеллировали к его философскому наследию?
Насколько популярна идея сверхчеловека среди сегодняшней молодежи, во многом придерживающейся ценностей индивидуализма?
Место Ницше в истории
Философ-поэт в традиции Германии, где поэзия является высшей формой философии, по калибру величайший: среди сумасшедших выдающийся, а среди мыслителей сумасшедший. Относится к первому ряду философов - Кант, Гегель, Шопенгауэр, Маркс. Метафорический стиль только возвышает и даже познее безумие планку не понижает. Он философствует сам с собой, с собственной жизнью и судьбой, подобно античной философии, поэтому также стоит в ряду с Сократом, Гераклитом, Эмпидоколом. Оправдывая философию перед современностью, он её закрывает и даже сознательно дискредитирует. Входит в десятку Платона, Августина, Хайдеггера за то, что даёт начало молодым людям входить в философию. Есть научно-исследователские и философы-пророки-поэты, а Ницше совмещат оба стиля. От глубин философии искусства до высот философии морали. Выдающиеся открывают целые миры и направления умонастроения, создавая концептуальную философию жизни. Поэтому в ХХ веке не было ни одного философа, не посвятившего Ницше статьи, признав этим его величие. Фигура первого плана и пласт культуры для России наряду с В.Соловьёвым.
Место Ницше в философии
Философия как наука и как ориентир в жизни, учение зачем, почему, как ты существуешь. Страсть учения и боль, забота, педагогическая задача за надоразвитость человека, за невзращивание гения сверхчеловека внутри, выраженная научным и поэтическим языком. Человек уже не отвлечённое мыслящее и чувствующее разумное существо, как в классической философии, а телесное, синтетическое, органическое, вмещающее все стороны, выведенные из тени дискуса.
Вклад в оправдание культуры, культурных ценностей, иерархизм стихийности и переоценка жупелов, идолов, мёртвых авторитетов ценностей в век кризиса культуры ХХ века. Во время критической ситуации современный человек не может опереться на философию, литературу, нравственность, церковь, так как это оказывается неживым. Ценности должны быть нашими личными и переживались как собственные и возвышались для общих.
Ницше впервые соединил философию и страдания. В Германии сложилась школа, где субъект должен быть выключен из процесса познания и быть объективен, а идеал - философия как наука. Ницше воспринимал философию не как абстрагирование, а требующую оплаты благополучием или совестью и стать страдальцем. Идея воли к власти над миров и собой, где власть объявляется высшей ценностью, все стремления сводятся к утверждению этой ценности, следует принять что мы более всего хотим и движемся к власти. История и политика эксплуатировала вопрос и ранее, но власть над собственными слабостями акцентировал Ницше. Его идеал власти - играющий ребёнок, не стремящийся к власти над внешним миром, а лишь чистое воплощение воли.
Образ человека подитожил и развил идею, что человек - принципиально открытое незавершённое существо с бесконечными возможностями и без определёной цели, это пафос, страсть идти вперёд, бесконечно себя преодолевать и переосмысливать, нет предела для человека. Поэтому он против застывших систем ценностей. Актуализация бионизаторских моментов со сведением понятия жизни шли вразрез с западного рационализма: инстинкт, страсть, бестия, прорывающееся животное начало даёт истинную жизнь. Смысл жизни даёт не осмысленная цель и не обстоятельства вокруг, а неосознанные мотивы в нашем поведении, бессознательное психоанализа.
Важна мысль, что свобода и власть поддерживают друг друга, обусловливают, а не противоречат и не противоборятся. Невозможно быть свободным, не властвуя над эмоциями и не обладая духовной властью (силой) привлекать других свободных по свободному выбору преодолению старого человека в себе. В связи свободы и власти важна мысль поиска последней абсолютной правды и необходимости думать о последних вещах. Нам нужно то что похоже или то что не похоже на нас. Нас может интересовать то что не похоже, то что в нашей культуре сегодня особо не работает и забыто. Читая Ницше, современный молодой человек понимает, что прагматическая господствующая система мысли - это только одна из возможностей выживать и прогрессировать. Но есть ещё ницшеанская философия до полной гибели - мещанский радикализм, максимализм, бывший якобы изжит, перестал быть актуальным.
Место Ницше в литературе
Ницшеанец Печорин - "забавный байронизм, пересаженный на русскую почву". Смотреть с двух сторон: кто герой писателя, начитавшегося Ницше, и какой литературный герой Ницше. В голливудском фильме фраза "Ницше говорил надо жить опасно" звучит гармоничнее, чем "Гегель учил..." Ницше на всех уровнях культуры воспринят в ХХ веке. Горьковский вариант - литература и усы под влиянием.
Место Ницше в морали
Обвинение в интеллектуальной ответственности за нацизм и философию человеконенавистничества - заблуждение. Попытка оценивать все явления культуры, отвлекаясь от моральных оценок добра и зла. Его морализм и теоритический и практический. Это объективная оценка моральных явлений, поэтому далека объективная оценка моральных поведений. Его призыв лишь подойти к морали с научной позиции без призыва действия насилия и ниспровержения.
Ницше сознательно провоцирует на социополитическую инструментализацию его мыслей, потому что открыто призывает к жестокости. Для XIX века такая позиция редкая. Ницше требует любви к дальнему и это для него означает ненависть к ближнему. Дальний - это не непохожий, а совершенный, к которому современный человек не дотягивается. Поэтому "падающего толкни". Поэтому нет эмоции настоящего времени, он требует презрения к настоящему.
С другой стороны, говоря "падающего толкни", Ницше говорит о ценностях. Отжившие ценности не стоит пытаться оживить, нужно их переоценить и дать новые. Но ценность и носитель ценности - тонкая грань. "Я хочу гибели ходящего по мосту" - желание духовной гибели-перерождения, не физической гибели-смерти. Никто здравомысленный не выступает за гибель и толкание, но и неправильно превращать плюше-бархатного Ницше. Внесённые им воля к власти и сверхчеловек пугают. Что хорошего в открытии власти? Но многогранность смысла не в политической власти, а могущества, воля к быть мощным, собраться быть господином над собой, к самодержавию себя.
При урывках по фразам, понятиям, отдельным концептам эти образы нравяться манипуляторам. Соловьёв выхватил Сверхчеловека: "Если как Христос, то это хорошо, а если в другом смыле, то плохо." Розанов выхватил: "Падающего - толкни". Но оба они не интересовались подробно из-за неорганичной неблизости. В такого писателя надо вчитываться. Но точно в нём невозможно извлечь - предпосылок национал-социализма, так как те базируются на расовом превосходстве, немецком патриотизме, антисемитской идее - трёх вещах, которые Ницше ненавидел. Будучи производным от немецкого рамантизма, он не любил немецкую культуру, проживая в Швейцарии и Италии и не принимая немецкую классику и традиции.
Наблюдается противоречие. С одной стороны для Ницше главной ценностью была жизнь. С другой стороны его практические высказывания извращают его философию. В немецкой философии нет подобного, который так далёк от практического применения своих теоретических построений. Поан идеального государственно-общественного строя он предлагал, но для слушателя, не просто вытягивающего по цитатам высказывания. Парадокс Ницше: обо всём высказываемом он высказывался с двух сторон - с положительной и с отрицательной. В своей сущности он не погрешал и против христианства. Истина андинамична и Ницше выразил это в формально противиречащих высказываниях.
Ницше опасный субверсивный философ из-за непризнания ценностей, которые уже утвердились. Стоит только мысли или социальному течению стать общепризнанным, он видит необходимость взорвать эту правду, в которую поверило большинство. Стоит человеку почувствовать себя счастливым, Ницше утверждает, что его достоинство - найти себе страдание, не сохранять счасть, не хранить статус-кво, существующее положение вещей, а стремиться к чего нет на свете. В этом он видит достоинство человека и государственной системы как образования. Воля к власти, стремление к росту и увеличение могущества - один из заимствованных нацистской Германией импульсов.
Место Ницше в душах
Есть мнение, что для этического прочтения Ницше нужно быть самому конгениальным. Если Томас Манн читает Ницше, то он создаёт "Доктор Фауст", над которым самим можно размышлять. Если его читает обыватель, то возможны примитивные, упрощённые и опасные трактовки его идей. Инструментализация Ницше для тоталитарного режима в Германии - это следствие расчётливого и тонкого чтения, чтобы извлечь из противоречивой и метафорической философии некие формулы, с которыми солдат может пойти в бой. Нужно быть изобретательным и тонким мыслителем. Дело не в том, что некоторые не понимают всей сложности, а в том что намеренно не хотят понимать.
Он пишет для всех и ни для кого. У него удобные формулировки большого ловкача. Он боялся быть неправильно понятым, предостерегал в письмах, экспериментировал с сестрой как с зеркалом в понимании своих идей, пытался оградить своих читателей. Каждый видит у Ницше что-то важное для себя - психологический пласт, футуристический, поколенческий.
Пример читетеля Ницше. Девочке в православной гимназии задали вопрос: "Кто нравится в учёбе?" Её ответ: "Ницше. Потому что все учили, что болезнь, беда, да и вообще жизнь - это наказание, а я почитала и поняла, что болезнь, страдания и жизнь - это вызов."
Место Ницше у молодёжи
Множество студентов с подобными умонастроениями переоценки ценностей нигилизма. Но имеется эволюция: в 20 лет увлечься Ницше и к 25 годам серьёзно понять, не бросаясь в атаку под влиянием его идей, но дальше идёт разочарование из-за недостатка устойчивых смыслов, целей, на чём можно построить жизнь и отношения с другими. Своего рода превращаются в мещан и конформистов. Он бы сказал: "Ищите, идите вперёд, переосмысливайте". Аристократизм остаётся, но хочет понятных отношений с другими.
Ницше интересуются в 18-20 и 30-40 лет. Молодые увлечены идеями стоического оптимизма принимать мир каков он есть, беды дают шанс стать сильнее, проверить силы, так как ищут психологические опоры в философии. Это по-детски, но важный этап взросления. Взрослые возвращаются к Ницше от своего удавшегося опыта и переживаний, ища не подтверждения его афоризмов, а нового вслед полученного и добытого - сути утекающей между пальцев жизни.
Место Ницше среди творцов
В литературе выделяются два пласта. В России искали русского Ницше - Лермонтова, Шестова, Розанова. Родились жанры философского эссе, не мыслимые без великой фигуры. Прибавилась новизна в музыке, мало какому философу свойственная, а также искусство и даже архитектура в идеях бесконечного пространства, широты, перспективы.
Место Ницше в современности
Имеет место мнение, что оценки и идеи Ницше опровергнуты течением ХХ века. В современном мире он бы увидел торжество Последнего человека - приземлённого, среднестатистического, меркантильного, декадента в последней степени. С течением времени становятся в меньшей степени возможны бескорыстные усилия, направленные не на достижение конкретной цели, а на создание художественную ценность. Ницше представлял себе художника, который точно не получит гонорар и славу, но ему внутренне необходимо реализовать, утвердить и стать выше самого себя. Почему Пушкин стрелялся на дуэли? Легче было уничтожить Дантеса памфлетом и написать ещё пару "Евгениев Онегиных". Такой тип мышления преобладает в большей степени, чем в конце XIX начале ХХ веке. Бескорыстные поступки необходимы, потому что в этом достоинство человека.
Ницше был бы востребован и реагировал на ситуацию как философ, возраждающий идеализм. То есть увидел не общество сверхчеловеков, а массовое общество, и ужаснулся бы, разочаровался, потому что массова культура набрала большую силу, чем он представлял. Поэтому он бы увидел, что как написал, так происходит: произошли чудовищные войны, идут идеологические войны, заполняющие всё пространство, "многочисленные учреждения для лечения души" (психотерапия и телевидение), "средства от скуки в любое время", "праздники с изобретениями" (шоу-бизнес). Видя дальше, он бы не разочаровался и впереди ждал ещё что-то.
Он бы прижился, ему даже бы понравилось, возможно, был бы успешной медийной фигурой, будучи неравнодушным к славе, хотя она пришла при безумии. Он точно, хлёстко, афористично комментировал бы события политики и культуры. Был бы рад исполнению предвосхищённых пороков - цинизм, нигилизм, эгоизм, морализм, но потребовал бы ухода гидонистических основ. Ему бы не понравилась масса, толпа, поэтому призывал бы воскресить героическое сверхчеловеческое начало, увидеть вождей-героев, которые бы повели культуру, организовали серьёзную встряску и выбили гидонистическое развращающее начало, чтобы была борьба идей. Призывал бы к новой глубокой литературе, музыке вопреки соцсетям, интернету и легковесным суждениям о культуре.
Он был бы удивлён. С одной стороны рад востребовнности и своей неопровержимости его предостережений и страхов за человечество в будущем, оправдавшихся войнами, катастрофами, истреблениями. Он пришёл бы не столько поднять лидеров, выгонять, истреблять, сколько поддержать "свободные умы", людей мыслящих независимо, не боящихся сказать что думают против толпы, большинства, несущих свою истину. Ницше нужен для критики современности, для свежести, для отсутствия страха. Модель ницшеанства, модель нового жизненного поведения или персонального на основе услышанного и осознанного от первоисточника, ницшеанская стезя с учётом сложности примитивного понимания - предложение к действию.
ФРИДРИХ НИЦШЕ: ЖИЗНЬ, ТРУДЫ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Тина Гай
Алевтина Александровна Гайкова
Profile: http://sotvori-sebia-sam.ru/about/
Email: gajkova@yandex.ru
Skype: alevtinag6621
Глава 1. Фридрих Ницше. Жизнь и труды
http://sotvori-sebia-sam.ru/fridrix-nicshe/
14.07.2015
![]() |
Портрет Фридриха Ницше (Friedrich Nietzsche). Художник Эдвард Мунк (Edvard Munch). 1906. Public Domain (CC0) через Wikimedia Commons. |
Один из десяти самых известных и изученных философов Фридрих Ницше становился героем многих умов и исследователей XX века: Камю, Делёза, Фуко, Бодрийяра, Леотара, Деррида и других не менее великих и известных. Но интересен он не только великим, но и простым смертным, которые ищут в его философии ответы на свои вопросы.
Афористичность, поэтичность, образность философии Фридриха Ницше, лишённой рационально-научной систематизации, наподобие гегелевской или декартовской, привлекают уже одной этой, филологической, стороной, не говоря уже о глубине его мыслей.
Фридрих Ницше впервые в истории философии развернул познание от математической модели к филологической, определив направление развития всей западной философии в XX веке. До Ницше единственным философом, толковавшим Священное Писание как филолог, был Спиноза, но свой основной труд «Этику», Спиноза выстраивает уже по всем законам математической модели.
Однако, несмотря на филологическую основу философии Фридриха Ницше, основным в ней является всё-таки не филология и не поэзия, а философия. Филология - только инструмент, "филологический молот" философии немецкого мыслителя, в центр которой он ставит философа и изменение его места в истории: от философа-в-маске (жреца, вещуна, священника, аскета) через философа-критика, несвоевременного философа, философа-врача, изобретателя новых возможностей жизни и до философа-законодателя:
«Подлинные же философы суть повелители и законодатели: они говорят: «так должно быть!», они-то и определяют «куда?» и «зачем?» человека… они простирают творческую руку в будущее, и всё, что есть и было, становится для них при этом средством, орудием, молотом. Их «познавание» есть созидание, их созидание есть законодательство, их воля к истине есть воля к власти» ("По ту сторону добра и зла").
Философия Ницше прошла долгий период становления – с 1871 до великого 1888 года, пика его творчества, вслед за которым (в 1889г.) наступает безумие. В этом состоянии философ пребывал еще одиннадцать лет - до самой смерти в 1900 году. В 2015 году исполняется 115 лет со дня кончины этого великого человека и философа.
А начинал Фридрих Ницше действительно как филолог. В двадцать пять лет на основании филологических работ его утверждают в должности профессора филологии университета Базеля, что давало ему право принять швейцарское подданство. Ницше отказывается от прусского гражданства, открыто выразив презрение к Германии, Бисмарку и Пруссии.
Он возненавидел всё немецкое и всё немецкое в себе, выдумывая легенды о своём польском происхождении, хотя его немецкие корни уходят в глубину шестнадцатого века. В двадцать семь лет (1871 г.) появляется «Рождение трагедии», в которой философ противопоставляет два начала - аполлоническое и дионисическое, одно – сновидение, другое – опьянение, одно иллюзия, другое – жизнь.
Из столкновения и борьбы этих двух противоположных начал рождается трагедия, подобно тому, как из борьбы мужского и женского начал рождается новая жизнь:
«С… двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов – аполлоническим – и непластическим искусством музыки – искусством Диониса; эти два различных стремления действую радом одно с другим, чаще всего в открытом раздоре между собой и взаимно побуждая друг друга ко всё новым и более мощным порождениям, дабы в них увековечить борьбу названных противоположностей, только по-видимому соединенных общим словом «искусство»; пока, наконец, чудодейственным метафизическим актом эллинской «воли» они не явятся связанными в некоторую постоянную двойственность и в этой двойственности не создадут наконец столь же дионисическое, сколь и аполлонического произведения искусства – аттической трагедии» («Рождение трагедии»).
Это было рождение не только трагедии, но и оригинального способа философствования, в котором противоположные идеи сталкиваются как силы, испытывающие друг друга на прочность, а в столкновении рождается новое, обладающее качествами того и другого.
Драматизация идей на разных уровнях напряженности становится одним из самых характерных и важных приёмов Ницше, к которому он постоянно прибегает, усиливая и подчеркивая разнополярность идей и сил, разворачивания их борьбу в истории.
Работа была принята холодно, Ницше ощущает свою несвоевременность и одиночество. Всё больше он отходит от Вагнера и его окружения, в котором Дитрих варился в первый, профессорский, период своего творчества. Он идёт дальше. В это время всё больше начинает о себе знать его болезнь.
И это было главным, что происходило в его жизни, болезнь, собственно, и сделала его философом. Свою болезнь Ницше воспринимал как освобождение: в тридцать четыре года (1878 г.) усилиями самого верного его друга Овербека, он получает пенсию и начинается жизнь одинокого странника, кочующего между Италией, Швейцарией и Францией. В этом же году выходит произведение «Человеческое, слишком человеческое», открывающее новый период его жизни – годы льва.
В период льва его окончательно перестают понимать, и главное – болезнь. Головные боли, невозможность читать, писать – только урывками, говорить - с трудом, ощущение полного паралича… Но в болезни он находит опору своей философии: он научился менять точку взгляда - оценивать здоровье с точки зрения болезни и болезнь - с точки зрения здоровья.
Вот этот постоянный перевёртыш, перемещение перспективы и точки взгляда с одной на другую, было главным открытием философа, с этих позиций он оценивал отрицание и утверждение, жизнь и смерть, Иисуса на Кресте и Диониса Воскресающего. В последних письмах философа вовсе не случайно появляется подпись «Распятый», который уравнивается в своей противоположности с Дионисом.
Пока Ницше мог менять перспективу взгляда и перемещать ее с одной противоположности на другую, он знал, что является в своей главной основе - вполне здоровым. По-настоящему больным он стал, когда утратил подвижность взгляда. Болезнь и здоровье были масками, одними из многих, которыми Ницше играл по своим правилам, меняя их одну на другую. И пока он мог играть, он был здоров.
Сила жизни и мысли – вот что было главным в его философии, жизнь, в любом ее качестве (страдание, болезнь, здоровье и пр., и пр.) – всё достойно утверждения. С «Человеческого…» начинается второй - критический - период философии Ницше, в котором подвергается критике все до сих пор возникшие ценности. Появляются работы «Странник и его тень», «Утренняя заря», «Веселая наука».
В 1881 году во время прогулки у озера Сильваплана на него нисходит озарение о Вечном Возвращении. В это время с ним случилась любовная история с Лу Саломе (Лу Андреас-Саломе (нем. Lou Andreas-Salome, урождённая русская аристократка Луиза Густавовна фон Саломе)). Ницше хотел на ней жениться. Она показалась ему достойной ученицей и достойной любви.
Но девушка предпочитает его друга - Пауля Рэ. Возникает квартет, который постоянно ссорится и мирится. Тогда в жизнь Ницше вмешивается сестра Элизабет, которая добивается охлаждения между Саломе и Ницше. Они расстаются. Через год после истории с Лу возникает идея его главного труда «Так говорил Заратустра», которую он реализует в течение двух лет.
Здесь отрицание переходит в свою противоположность - утверждение и происходит преобразование ценностей, означающее превращение льва в ребёнка. Начинается третий период философа – превращения льва в ребёнка.
«Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом – верблюд и, наконец, ребенком становится лев… Все самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.
Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе завоевать и господином быть в своей собственной пустыне…. Чешуйчатый зверь «ты должен»… лежит на его дороге, и на каждой чешуе его блестит …«ты должен». Тысячелетние ценности блестят на этих чешуях.
Создавать новые ценности – этого не может ещё лев: но создавать себе свободу для нового созидания – этого может достичь сила льва. Завоевать себе свободу и священное «нет» даже перед долгом: для этого, братья мои, нужно стать львом.
Почему хищной лев должен стать еще ребёнком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья ми, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит отрешившийся от него. » («Так говорил Заратустра»).
Кроме «Заратустры» появляются «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Но он опять в одиночестве, болезнь усиливается, эйфория сменяется депрессиями, чередование которых ускоряется. Наступает 1888 год. Ему сорок четыре года и он – на пике своих творческих возможностей, одна за другой появляются «Сумерки идолов», «Антихрист», «Казус Вагнер», «Ecce Homo».
После этого подъема неизбежно должно было наступить падение. И оно наступило: в конце года Ницше рассылает своим знакомым странные письма с подписями «Распятый», «Ницше-Цезарь», «Дионис», но эти письма всё-таки принадлежат его творчеству, т.к. свидетельствуют о его болезни. Безумие Ницше называл клоунадой, шутовством и это была его последняя маска.
Третьего января следующего года в Турине наступил кризис. Овербек, опекавший своего друга всю жизнь, срочно выезжает в Турин и застаёт Ницше в крайнем возбуждении. Он уговоривает его отправиться в Базель, где Овербек поместил его в психиатрическую лечебницу для обследования.
Затем его отправляют в Йеман, где ставят диагноз «Сифилис». В этот же год мать перевозит сына к себе, а в конце года возвращается из Парагвая сестра, куда она уезжала вместе с мужем, антисемитом и националистом, где он и погибает. А болезнь Фридриха Ницше прогрессирует, вскоре наступает апатия, агония и смерть.
Одна из самых спорных работ Фридриха Ницше "Воля к власти" не является его книгой. Она собрана из четырехсот разных заметок, которые были скомпонованы его сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше, которая, с одной стороны, многое сделала для распространения философии своего брата, а с другой, сделала все, чтобы поставить его философию на службу фашизма. И это последнее перечеркивает все ее первые усилия.
(Продолжение здесь)
Тина Гай
Глава 2. Фридрих Ницше: Философия
http://sotvori-sebia-sam.ru/fridrix-nicshe-2/
16.07.2015
(Начало здесь)
Вряд ли Фридрих Ницше думал, называя свою первую книгу «Рождение трагедии из духа музыки», что фактически писал предисловие к собственной жизни. Рождение трагедии, как камертон настраивал судьбу философа на великую трагедию.
Его трагедия, чуть пунктирная вначале, по мере возрастания проявлялась всё больше и больше, пока не закончилась там, где и началась – в Базеле, только не на университетской кафедре, а в жёлтом доме.
Но за два года до личной трагедии Фридрих Ницше всё-таки увидел желанный берег той - новой, чудесной, прекрасной - страны, которая лежит по ту сторону всех других земель, которую он искал всю жизнь и к которой шаг за шагом приближался.
И именно с этого момента судьба его души повернулась и стрелка сдвинулась в сторону настоящей трагедии с настоящими героями, и заплатил он за это физическим и психическим здоровьем, взамен обретя здоровье великое.
Не железо и не камень,
Родом я всемирный пламень;
Не спастись мне от меня!
Вещи в свет я превращаю,
Угли вам я завещаю;
Несомненно, пламень я.
(Ф.Ницше, перевод В. Микушевич)
Главный вопрос, ответ на который Фридрих Ницше искал на протяжении всей своей пятнадцатилетней активной деятельности, был вопрос о том, как случилось, что греческая история превратилась из высокой трагедии в жалкую комедию. Где та точка невозврата, которая привела общество в жалкое подобие того, с чего оно начиналось, точка, в которой мысль, вместо того, чтобы питать и активизировать жизнь, начала её судить и калечить.
В Греции философия была силой, и не потому, что была истинной - нет философии ложной или истинной, - а потому что воодушевляла, звала на бой, была сродни боевому кличу, звавшему на жизненную борьбу. Но секрет греческой философии и греческой трагедии утрачен и найти его вновь можно только в будущем.
Именно такую задачу поставил перед собой Фридрих Ницше, когда пускался в грандиозное плавание сначала в прошлое, а затем - в будущее, чтобы вновь обрести утраченное. Он избрал, в том числе и по состоянию здоровья, два основных инструмента выражения своей философии – афоризм и поэзию.
Первый позволял ставить диагноз прошлому, угадывая едва уловимые симптомы его болезни, и толковать смыслы. Афоризмами философ, как врач, физиолог и исследователь производит вивисекцию прошлого, вытаскивая и проговаривая смыслы, которыми оно жило. Второй – поэзия – стал инструментом утверждения новых ценностей и смыслов. Первый – критиковал и отрицал, второй – творил и утверждал.
Поэтическое в философии Ницше давало голос интуиции и подсознательному, внутренней музыке, расставляющей приоритеты и устанавливающей новый принцип в иерархии ценностей. Философ-поэт – продолжатель философа-толкователя, которые, объединившись, создают новый тип философа – законодателя. Только такой философ способен ставить диагноз всем прежним ценностям, и, проявляя волю к мощи и истине, создавать новые.
Становясь художником и творцом, философ-законодатель может открывать другие горизонты и перспективы. Афоризм и критика характерны для второго этапа творчества философа, поэзия - для третьего, последнего, в котором он утверждал свою философию жизни. Его «Так говорил Заратустра» - это величественная поэма из четырех частей, в которой присутствуют не только все результаты предыдущих двух периодов, но и все главные фигуры преобразований и поисков земли Обетованной.
Ритм сначала, рифма следом,
писк божественный - душа:
этим песня хороша,
звук, не брезгующий бредом:
слово - музыка - душа.
Прыгать может и трунить
в ненасытном увлеченье
мысль без песни - изреченье!
С песней речь соединить -
не мое ли назначенье?
(Ф.Ницше «Песнь и речь», пер. В. Микушевича)
Как философ-исследователь Ницше нашёл в прошлом точку невозврата, с которой началось падение и вырождение философии в истории. Ею, по его мнению, является философия Сократа, который жизни противопоставил высшие ценности и с тех пор мысль начала устанавливать границы жизни, измерять и оценивать её, определивать её безграничность, втискивая в категории Прекрасного, Благого, Истинного и Божественного.
Сократ загнал в подполье поэзию и поэта, оскопив самое главное в жизни – возможность порождения новых перспектив и новых ценностей. При этом он поработил не только жизнь, но и самого себя, как философа. В результате - жизнь потеряла активность, мысль - утверждающий потенциал, а философ – творческий импульс.
![]() |
Портрет Фридриха Ницше. Эскиз Эдварда Мунка |
Философ превратился из законодателя в послушника, из творца - в профессора школьной философии, главной целью которой стало принуждение к повиновению установленным ценностям и требованиям разума. Разумными, однако, объявлялись государство и религия, к разумности имеющие мало отношения.
«Ключ к природе Сократа даёт нам то удивительное явление, которое известно под именем «демон Сократа». В тех исключительных положениях, когда его чудовищный ум приходил в колебание, он находил в себе твёрдую опору в божественном голосе внутри себя. Этот голос всегда только отговаривал.
Инстинктивная мудрость показывалась в этой совершенно ненормальной натуре только для того, чтобы по временам проявлять своё противодействие сознательному плаванию. Между тем как у всех продуктивных людей именно инстинкт и представляет творчески-утвердительную силу, а сознание обычно критикует и отклоняет, - у Сократа инстинкт становится критиком, а сознание – творцом…» («Рождение трагедии»).
Линию Сократа продолжают все последующие европейские философы, начиная от Платона и кончая Гегелем с его диалектикой, примиряющей противоположности. Но, если обе противоположности лживы, то что примирять?! Из лжи может родиться только новая ложь, ещё большая.
Высшие ценности могут меняться: на место Божественных - вставать человеческие, но при этом не меняется сам принцип – подчинения жизни установленным когда-то ценностям. Сократ открыл ящик Пандоры, из которого по миру разлетелись силы, противодействующие жизни, а утверждающие её остались лежать на самом донышке.
Первые – силы приспособления, реакции и противодействия, вторые – силы завоевания, взламывания, созидания, творчества и активности. История отношений этих двух сил составляет главную сущность ключевого понятия Фридриха Ницше – воли к власти, а точнее – воли к мощи. Воля управляет силой, неважно какой - активной или реактивной, потому что в ней главное «волить». И в зависимости от того, какая сила волит, воля имеет два лика, две крайности.
Воля активной силы утверждает отличие и многообразие и отрицает единообразие и монолитность. Воля реактивной силы – отрицает отличие и многообразие и утверждает единообразие и единомыслие. Утверждение и отрицание – две стороны воли любой из двух противоборствующих сил, но в реактивной ведущей является отрицание, а в активной – утверждение. В активной главное – творить и отдавать, а в реактивной – охранять и брать.
Фридрих Ницше вынужден констатировать, что в истории верх взяли силы реактивные, рабские, приспособительные, охранительные, консервативные, слабые и больные. Везде, во всех странах и в жизни, они торжествуют. Но победили они не своей силой, а тем, что отнимали её у самых активных, самых смелых, самых сильных и независимых.
Чтобы слабому и посредственному возвыситься над сильным и выдающимся, надо его либо уничтожить, либо унизить. За примерами ходить далеко не надо: весь семидесятилетний период советской истории полон такими примерами, да и сегодняшняя история ей не уступает.
В конечном итоге, это приводит к вырождению и оскудению духа: тогда ракеты взрываются и падают, поезда не ходят и самолеты не летают. При этом не следует искажать смысл терминов, которые использует Ницше: «раб», «господин», «сильный» и «слабый». Раб, даже если он возьмёт власть, не перестаёт быть рабом. Такие «господа» несут с собой рабство реактивных сил.
И к власти они приходят вовсе не праведным путем, а с помощью той же низости, подлости и приспособленчества, а также благодаря тому, что большинство «электората» состоит из таких же рабов, хуже или лучше приспособленных к жизни. Придя к власти, такой «господин» начинает не отдавать, а брать и присваивать: почести, богатства, награды, звания...
Отсюда утверждение Ницше, что сильных (творцов) надо защищать от слабых (рабов) и если слабый падает – надо толкнуть его. У Редьярда Киплинга есть на эту тему хорошее стихотворение «Раб, который стал царем»:
Три вещи в дрожь приводят нас,
Четвертой - не снести.
В великой Kниге сам Агур
Их список поместил.
Все четверо -- проклятье нам,
Но всё же в списке том
Агур поставил раньше всех
Раба, что стал царём.
Коль шлюха выйдет замуж, то
Родит, и грех забыт.
Дурак нажрётся и заснёт,
Пока он спит - молчит.
Служанка стала госпожой,
Так не ходи к ней в дом!
Но нет спасенья от раба,
Который стал царём!
***
Он обещает так легко,
Но всё забыть готов.
Он всех боится - и друзей,
И близких, и врагов.
Когда не надо - он упрям,
Когда не надо - слаб,
О раб, который стал царём,
Всё раб, всё тот же раб.
(Р.Киплинг, отрывки)
![]() |
Ороско Хосе Клементе. Ступени нигилизма (Modern Migration of the Spirit) |
Победное шествие сил отрицания над силами утверждения философ называет нигилизмом, разворачивая грандиозную картину его величественной поступи, начиная с Сократа. Эта картина потрясает!!! Анализ, сделанный ещё до психоанализа и Фрейда, уже даёт представление о глубинных механизмах, управляющих человеком и содержит в себе всё, что потом будет развернуто в психоаналитических концепциях.
Начинается история нигилизма с эпохи Ветхого Завета и христианства, и проходит шесть этапов, на каждом из которых напряжение между силами активными и реактивными возрастает, но на каждом этапе отрицание преобладает над утверждением, пока нигилизм не доходит до последней точки и не стремится к саморазрушению, отрицая отрицание.
Только дойдя до последней точки, нигилизм, наконец, изживает сам себя изнутри и готов к утверждению. Эпоха перемен и преобразований наступает не раньше этого момента, до которого нигилизм должен дойти естественным путём. Мне думается, в том числе и по собственному опыту, что путь нигилизма проходят все люди, правда, не всегда доходят до последней точки, до той, где начинается Преобразование и Преображение.
(Окончание здесь)
Тина Гай
Глава 3. Фридрих Ницше: Философия. Окончание.
http://sotvori-sebia-sam.ru/fridrix-nicshe-3/
16.07.2015
(Начало:1, 2)
Итак, Фридрих Ницше выделяет следующие этапы нигилизма:
1. Злопамятство: поиск виноватого, перекладывание вины на другого – «это всё из-за тебя, ты во всём виноват»;
2. Нечистая совесть: комплекс вины – «это всё из-за меня, я во всём виноват»;
3. Аскетика: уход от мира, отрицание жизни, суд над нею с позиции ценностей, стоящих, якобы, выше земной жизни, потому что тяжелее всего аскету нести земную жизнь, полную страстей и непредсказуемости;
4. Смерть Бога: одна из самых значительных идей Ницше, которой он обозначает смену одних ценностей – другими, Божественных, характерных для первых трёх этапов (иудаизма и христианства), – человеческими: моралью, пользой, прогрессом; здесь человек встаёт на место Бога, но нигилизм никуда не исчезает; людей, желающих занять место Бога, Ницше называет «высшими», мнящими, что они могут теперь диктовать другим, что хорошо и что плохо, они пытаются как бы сменить «Нет» на «Да», но всё равно у них звучит одно - «Нет» жизни;
5. Последний человек: драма продолжается, только разыгрывается она уже не вовне, а внутри бессознательного, уверяющего человека, что он может обойтись без Бога, без морали, что всё – только суета: лучше оставаться в бездействии;
6. Человек, стремящийся к гибели: он утверждает, что хочет изменений, жаждет преображения, а не только уничтожения старого мира и его ценностей; он стремится к обновлению и становлению, и в этом становлении утверждать себя и жизнь.
Преобразование или, более привычное моему уху, «Преображение» - последний, третий, акт величественной человеческой трагедии, которую разворачивает перед читателем Фридрих Ницше. В этом акте две противоборствующие силы, реактивная и активная, меняются местами и в этой смене утверждение становится ведущим, а отрицание – лишь его сопровождение в виде грома критики, следующего за молнией, олицетворяющей любой акт творения.
Преобразование утверждает наступление переворота между отрицанием и утверждением. Мрачные чувства - тоска, тревога, страх, спутники нигилизма и чувства вины, сменяются радостью творчества, которая становится ведущей. Героем и воплощением утверждения у Ницше является Заратустра, но он только пророк и предтеча творца, только жених того, у кого не достоин развязать ремни обуви его - у неистового Диониса.
«Тогда опять сказала она (тишина –Т.Г.) мне беззвучно: "Ты не хочешь, Заратустра? Правда ли это? Не прячься в своём упорстве!" - И я плакал и дрожал, как ребёнок, и наконец сказал: "Ах, я хотел бы, но разве могу я! Избавь меня! Это свыше моих сил!"
Тогда опять сказала она мне беззвучно: "Что тебе за дело, что случится с тобой, Заратустра? Скажи своё слово и разбейся!" - И я отвечал: "Ах, разве это моё слово? Кто я такой? Я жду более достойного; я не достоин даже разбиться о него".
Тогда опять сказала она мне беззвучно: "Что тебе за дело, что случится с тобой? Ты ещё недостаточно кроток для меня. У кротости самая толстая шкура". - И я отвечал: "Чего только не вынесла шкура моей кротости! У подножия своей высоты я живу; как высоки мои вершины? Никто ещё не сказал мне этого. Но хорошо знаю я свои долины".
Тогда опять сказала она мне беззвучно: "О Заратустра, кто должен двигать горами, тот передвигает также долины и низменности". - И я отвечал: "Ещё моё слово не двигало горами, и что я говорил, не достигало людей. И хотя я шёл к людям, но ещё не дошёл до них".
Тогда опять сказала она мне беззвучно: "Что знаешь ты об этом! Роса падает на траву, когда ночь всего безмолвнее". - И я отвечал: "Они смеялись надо мной, когда нашёл я свой собственный путь и пошёл по нему; и поистине, дрожали тогда мои ноги. И так говорили они мне: ты потерял путь, а теперь ты отучиваешься даже ходить!"
Тогда опять сказала она мне беззвучно: "Что тебе до насмешек их! Ты тот, кто разучился повиноваться: теперь должен ты повелевать! Разве ты не знаешь, кто наиболее нужен всем? Кто приказывает великое. Совершить великое трудно; но ещё труднее приказать великое. Самое непростительное в тебе: у тебя есть власть, и ты не хочешь властвовать". - И я отвечал: "Мне недостаёт голоса льва, чтобы приказывать".
Тогда, словно шёпотом, сказала она мне: "Самые тихие слова - те, что приносит бурю. Мысли, ступающие голубиными шагами, управляют миром. О Заратустра, ты должен идти, как тень того, что должно наступить: так будешь ты приказывать и, приказывая, идти впереди". - И я отвечал: "Мне мешает стыд".
Тогда опять сказала она мне беззвучно: "Ты должен ещё стать ребёнком, чтобы стыд не мешал тебе. Гордыня юноши тяготеет ещё на тебе, поздно помолодел ты, - но кто хочет превратиться в дитя, должен преодолеть ещё свою юность". И я решался долго и дрожал. Наконец сказал я то же, что и в первый раз: "Я не хочу".
Тогда раздался смех вокруг меня. Ах, смех этот разрывал мне внутренности и надрывал моё сердце! И в последний раз сказала она мне: "О Заратустра, плоды твои созрели, но ты не созрел для плодов своих! И оттого надо тебе опять уединиться; ибо ты должен ещё дозреть"»
("Так говорил Заратустра").
У философии преобразования Ницше есть свои фигуры и категории: вечное утверждение, удваивающееся повторным утверждением «я», воплощённое в обручении Диониса с Ариадной; жизнелюбивый и огненный Дионис, игрок, всегда ставящий на случай, а не на закон и порядок, Вечное Возвращение.
Вечное Возвращение - ключевая идея философии преобразования и утверждения немецкого мыслителя, которой он придавал особое значение. Она пришла к нему неожиданно, как озарение:
«Основная концепция «Так говорил Заратустра» - идея вечного возвращения, эта высшая из мыслимых форм утверждения, - относится к августу 1881 года: она набросана на листке бумаги с припиской: 6000 футов по ту сторону человека и времени!
Однажды я шёл лесом вдоль озера, лежащего у Сильвапланы; недалеко от Сюрле я остановился отдохнуть у подножия величественной пирамидальной скалы. Тут осенила меня эта мысль. Оглянись я на месяц-другой от этого дня назад, я заметил бы в качестве предзнаменования этой идеи, внезапное и разительно глубокое изменение в моих вкусах, и прежде всего в музыке.
Быть может, всего «Заратустру» следует рассматривать под знаком музыки; очень вероятно, что самым условием его возникновения было услышать в художественном воплощении идею Вечного Возврата».
(Из воспоминаний сестры философа Э.Фёрстер-Ницше).
Вечное Возвращение - не что иное, как бытие вечного становления, которое требует смерти и преодоления всего предыдущего. Чтобы понять новизну этой идеи, необходимо иметь в виду, что Вечное Возвращение прошлого как бы проходит два этапа.
Первый, когда Ницше понимал под Вечным Возвращением цикличность, возвращение всегда Того же Самого, наподобие обыкновенной природной цикличности. Эта банальная трактовка Вечного Возвращения принадлежит больному Заратустре, заболевающему именно от такого понимания этой великой идеи.
В этом Заратустра упрекает Орла и Змею, потому что, если всё возвращается к Тому же Самому, значит, вернётся и нигилизм, и отрицание, и опять восторжествует раб. Нет, возвращается только утверждение: радость, творчество, танец и музыка. Вечное Возвращение избирательно: возвращается только то, что активно, что только рождается, становится, что является пока ещё недоноском будущего. Рождение уже свершилось, но его гром ещё не докатился до ушей большинства.
И последняя фигура в философии преобразования Фридриха Ницше, тоже изолганная и трактуемая совсем иначе, чем её трактовал сам автор – сверхчеловек. Сверхчеловек – это тот, кто отрицает человека как больное существо. Человек, утверждает философ, только мост и переход к сверхчеловеку, потому что человек по сути своей является существом реактивным.
«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?
Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас ещё осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь ещё человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.
Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!»
("Так говорил Заратустра")
Вечное Возвращение преображает человека, изменяет его сущность: по мере преображения в нём рождается сверхчеловек, в котором собрано всё, что утверждает. Сверхчеловек - результат любовного союза Диониса и Ариадны. Заратустра называет его своим ребёнком, но на самом деле его отцом является Дионис.
Таким образом, в третьем акте своей героической трагедии Ницше выводит на сцену четыре главных фигуры преобразования: Диониса, Ариадну, Вечное Возвращение и Сверхчеловека. Человеческая трагедия завершена, но настоящая трагедия - трагедия сверхчеловека - только начинается, однако написать её философ не успел.
И в конце, хочется остановиться на отношении Фридриха Ницше к Иисусу Христу и вообще - к христианству. Хотя бы потому, что в его произведениях очень много скрытых и явных евангельских цитат, не говоря уже об «Антихристе», в котором философ делает критический разбор христианства.
«Антихрист» написан в 1888 году и является первой книгой в его грандиозном замысле «Переоценка ценностей». В этой книге он должен был изложить всю свою философию в полном виде. В неё должны были входить четыре книги:
Книга 1. «Антихристанин, опыт критики христианства».
Книга 2. «Вольный дух: критика философии как нигилистического движения».
Книга 3. «Имморалист: критика невежества самого фатального рода, повседневной морали».
Книга 4. «Дионис: философия возвращения».
Этот план у Ницше возник в 1888 год, в последний год его активной деятельности, накануне трагической болезни. Но воплотить этот план в жизнь ему не удалось. Остались только фрагменты, из которых потом сложили «Волю к власти», хотя у Ницше никогда не было такой книги, даже в планах.
«Антихрист» или «Антихристианин» - единственная книга из четырёх задуманных, которые должны были войти в главный труд философа. Христианству Ницше противопоставляет Вечное Возвращение. Но читая «Антихриста», внутренне не оставляет ощущение, что философ восхищается Иисусом и ненавидит то, что во что потом превратилось христианство, виновником чего считает апостола Павла.
Иисус Христос, в отличие от Савла-Павла, кроток, никого не проклинает, безразличен к любой виновности и хочет только одного – умереть, чтобы своей смертью открыть путь к преобразованию человека. Спаситель действительно был тем Человеком, который желал гибели всему наносному, всем мифическим «Нет», прикрываемым Священным Писанием.
Здесь Ницше следует за Спинозой, первым, кто разоблачил все мистификации вокруг Писания и сказавший «Да» философии утверждения. «Распятый» в таком понимании оказался ближе всего к Дионису, а Преображение и Воскресение Иисуса – лишнее тому подтверждение. Именно Христос открыл путь к преобразованию. Отсюда слияние Диониса и Распятого и подпись «Дионис-Распятый», которой Фридриха Ницше подписывался в последних безумных письмах 1889 года.
Тина Гай
Философ, кандидат философских наук, социолог, преподаватель гуманитарных дисциплин. Очень субъективна во всём, начиная с вопросов веры и кончая предпочтениями в литературе, искусстве и философии. Выражает только личную точку зрения. Некоторое время служила в храме уставщицей, преподавала в воскресной школе, со многим в существующей церковной жизни не согласна. Публикуется на сайте «Проза.ру» с 2007 года. Награждена Дипломами сайта как номинант национальной литературной премии «Писатель года» 2013, 2014, 2015 и 2016 годов. Финалист (шорт-лист) национальной премии "Писатель года-2015" за текст "Саранский отшельник" о Михаиле Бахтине.
Тина Гай says:
15.01.2018 at 13:32
Ницше часто понимают извращённо. Он вовсе не имел в виду сверхчеловека в понимании надменности и презрения ко всем остальным людям. Скорее его понимание сверхчеловека близко к пониманию Бога, каким был Иисус Христос. Ницше не безбожник и не антихрист — он глубоковерующий человек, скрывающийся за маской безбожника. Это человек страдающий.
Дополнение:
Фридрих Ницше - 6000 футов над уровнем человека
http://www.nietzsche.ru/
Сайт: Новости, Карта, Контакты
Биография: Описание, Воспоминания, Архив
Сочинения: Основные, Небольшие, Музыкальные, Стихотворения, Письма
Медиатека: Аудио-, Теле-, Видеоматериалы, Электронные, Аудиокниги, Галерея
Влияние: Философия, Литература, Живопись, Музыка, Театр, Танец, Кино
Проекты: Семинар, Преподавание, Интервью, Авторы
Разное: Рецензии, Мероприятия, Курьёзы, Ссылки, Библиография
Википедия Ницше, Фридрих
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D1%86%D1%88%D0%B5,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85
Либерализм и тоталитаризм. Хрестоматия. Фридрих Ницше
http://sceptic-ratio.narod.ru/ku/lt-57.htm
Русская «мать психоанализа» и влюблённые в нее великие: Ницше, Рильке и другие
https://www.moya-planeta.ru/travel/view/russkaya_mat_psihoanaliza_i_vljublennye_v_nee_velikie_nicshe_rilke_i_drugie_34185/
![]() |
Посмертная маска Фридриха Вильгельма Ницше. 25 августа 1900, Веймар, Германская империя |
Комментарии
Отправить комментарий