Friedrich Nietzsche: Бог и Сверхчеловек
«Если наука сделала Бога неуместным, мы можем найти цель только в себе»
Ницше: в поисках нашей сверхчеловечности
Стивен Гамбарделла (Steven Gambardella)https://medium.com/lessons-from-history/nietzsche-finding-your-superhumanity-8a2b8e7e5bdb
6 июля 2019 г. · 8 минут чтения
Photo Gustav Adolf Schultz, detail of Portrait of Friedrich Nietzsche in a Melancholic Pose, 1882 (printed c. 1900). Photogravure on cardboard, 58×39 cm. Private collection
Содержание
Смерть Бога
Сверхчеловечество
Отлив Великого Прилива
![]() |
Vincent Van Gogh ‘Starry Night Over the Rhone’, 1888 Мы должны представить возможности для человечества с тем же удивлением, которое наши предки чувствовали, глядя на звезды. |
Смерть Бога
"Бог мёртв. Бог остается мёртвым. И мы его убили." Так написал Ницше в своей книге «Радостная наука». Даже сегодня читателя это шокирует. Нельзя сказать, что Бога не существует, но мы убили Бога. Что он мог иметь в виду под этим?
Философ имел в виду не то, что божество действительно умерло, а то, что наше представление о Боге было уничтожено действиями нашей цивилизации.
Ницше был атеистом, но это утверждение ни в коем случае не атеистическое. Вы всё ещё можете верить в Бога или быть агностиком и понимать, что Бог был вытеснен из Своего центрального места в нашей цивилизации.
Ницше просто наблюдал, что последствие эпохи просвещения было окончательным уменьшением Бога. В предыдущие эпохи, где не было никакого объяснения, был Бог, но просветление давало нам много объяснений.
Бог больше не был официальной причиной морали, ценности или порядка во вселенной. Законы природы подчинялись физическим законам, объяснимым наукой. Мораль, справедливость и управление больше не считались вдохновленными Богом, а основывались на разуме. Больше не было никакой причины для Бога, кроме духовного утешения.
В отрывке, ведущем к провозглашению Ницше, он описывает человека, бегущего на рынок, который держит зажженную лампу среди бела дня, утверждая, что ищет Бога. Когда он рассказывает, что Бог мёртв, люди вокруг него смеются, потому что он злится. Он продолжает:
«Как мы успокоимся, убийцы всех убийц? То, что было самым святым и могущественным из всех, которыми обладал мир, истекло кровью под нашими ножами: кто сотрёт эту кровь с нас? Какую воду мы можем очистить? Какие праздники искупления, какие священные игры мы должны изобрести? Разве величие этого поступка не слишком велико для нас? Не должны ли мы сами стать богами, чтобы казаться достойными этого?»
Как западная цивилизация смирилась с идеей, что Спаситель душ, Великий судья, Всевидящее око, Владелец вселенной, Причина всего... исчез?
Цивилизация, которая опиралась на божество в течение 2000 лет, была внезапно расстроенной цивилизацией. Ницше видел, что смерть Бога приведёт к гибели всех абсолютных ценностей и появлению нигилизма - веры в ничто вообще.
Человек - это верующее животное. Если то, во что мы верим, отнимается у нас, мы лишены цели. Ницше иронично заметил, что люди скорее будут верить в пустоту, чем быть пустотой веры.
Нигилизм - это болезнь, недостаток. Ницше знал, что многие будут просто томиться в этом состоянии, в то время как другие будут искать смысл. Этот поиск, конечно, привёл бы многих к неверному пути. Ницше написал:
«То, что я рассказываю, это история следующих двух веков. Я описываю то, что грядёт, что больше не может прийти по-другому: наступление нигилизма […] В течение некоторого времени вся наша европейская культура движется к катастрофе».
Как мы теперь знаем, эта катастрофа произошла (или, может быть, может случиться и худшая катастрофа). Две мировые войны, ужасы нацизма и советского коммунизма. Ницше предвосхитил эпоху идеологий. Идеологии заполнили пустоту, которую оставил Бог, коммунизм и фашизм придали смысл человеческим усилиям в отсутствие какого-либо божественного смысла.
Люди шли за свастикой, серпом и молотом так же, как крестоносцы шли за крестом. Но эти движения просто скрывали зияющую дыру в форме Бога, которую оставили наука и разум.
Западная цивилизация и даже само человечество всё ещё борются со смыслом и целью. Мы часто говорим о нашей вере в прогресс, но прогресс к чему? К чему мы прогрессируем? Где финишная черта? Жить становится легче, и мы живём дольше, но больше людей, чем когда-либо, объявляют себя неудовлетворёнными своей жизнью.
Люди с 1950-х годов искали экзотические средства «новой эры» для лечения своих духовных болезней. Возросли культы всех видов. Христианство постепенно исчезло из общественной жизни, даже в европейских странах, где нет разделения между церковью и государством.
Ницше также видел пришествие «последнего человека», «презренную вещь», которая просто живёт для комфорта и укрытия. «Последние люди» - это люди, которые предпочитают не верить ни во что, кроме своей собственной поверхностной гармонии друг с другом, последний человек заинтересован только в удовлетворённости. Ницше сравнивает их со стадом без пастуха, никто из них не видит лучше.
Хотя эти «последние люди» признают смерть Бога, они не полностью понимают её значение и смысл. Это событие, которое всё ещё до нас доходит. Он написал в «Радостной науке»:
«Само событие слишком велико, слишком далеко, слишком удалено от способности множества к пониманию даже того, что мысль о нём ещё не пришла»
Но Ницше всегда был оптимистом. Он написал: «Услышав новость о том, что «старый бог мёртв», мы, философы и «свободные души», чувствуем себя озарёнными новым рассветом».
Сверхчеловечество
Как может выглядеть этот новый рассвет? Вместо Бога и в качестве альтернативы нигилизму Ницше выступил с идеей Übermensch - «Супермен» или «Оверман» (я буду использовать «Оверман», чтобы избежать любых ассоциаций с Кларком Кентом). В то время Ницше не верил, что Оверман ещё не появился.
(Стоит отметить, что Übermensch является гендерно-нейтральным: mensch в переводе с немецкого означает «человек честности». Однако переводы на английский язык не могут справиться с гендерным нейтралитетом, поэтому мне придётся ссылаться на «man» и «men».)
Имея в виду теорию эволюции Дарвина, Ницше сделал поразительное утверждение, что человечество - это лишь переходная фаза между животным и сверхчеловеком.
«Человек - это верёвка, скреплённая между животным и Übermensch, - верёвка над пропастью»
Он предположил, что по сравнению с Оверманом человечество станет посмешищем, «болезненным смущением». Но он также предполагает, что Оверман является нашей целью, он предлагает нам полный выбор:
«Человек - это то, что нужно преодолеть. И что ты сделал, чтобы победить его? […] Ты хочешь быть отливом этого великого прилива и вернуться к животным, а не победить человека?»
Возможно, возвращение к животным - это «последний человек», человек, который проводит как можно больше времени перед телевизором, жуя закуски в довольстве крупного рогатого скота.
Проблема в том, что Оверман - это скорее видение, чем теория. Ницше никогда не описывал Овермана, он просто использовал гиперболические метафоры, такие как молнии.
Он чётко заявляет, что Сверхчеловек является создателем самого себя. Он сказал, что без Бога «дух теперь желает своей воли». Сверхчеловек создал бы смысл и цель своей жизни для себя, не прибегая к религии или догме.
Ницше часто упоминал о том, что сверхчеловек также придал бы смысл жизни на земле. У философа не было машины с идеалами, реальность вселенной вокруг нас - это всё, что у нас есть, нет другого мира - ни загробной жизни, ни мира совершенных платоновских «форм», которые придают ценность вещам.
Ницше показал, что моральные системы, основанные на вере, больше не действительны. Сверхчеловек создаёт свои собственные ценности, которыми движет «высшее достижение», а не «добро» в моральном смысле.
Ницше задумал идею сверхчеловечества, индивидуумов, которые выходят за границы того, что делает нас «слишком человечными». Он полагал, что сила, как в человеческих существах, была в нас, чтобы осознать сверхчеловека. Сверхчеловек - это наша цель: сверхчеловек, который найдёт своё собственное предназначение.
Философ делал ссылки на исторические фигуры при обсуждении Овермана. В переписке он предположил, что немецкий эрудит Гёте был близок к тому, чтобы предположить, что Оверман - создатель. Но он также упомянул государственных деятелей Чезаре Борджиа (которые, вероятно, вдохновили «Князь» Макиавелли) и Наполеона Бонапарта, оба из которых были опасно аморальны.
![]() |
Vincent Van Gogh, Self-portrait with Bandaged Ear and Pipe, 1889 Неужели семена сверхчеловечества лежат в творческих гениях, таких как Винсент Ван Гог? Или у отредактированных детей? |
Отлив Великого Прилива
Думать о нашем веке или о нашем затруднительном положении как об «отливе большого прилива» имеет большой смысл. Наш современный век - это недоразумение. Даже наша вера в разум начинает ослабевать, но наука и техника идут вперёд. В конце 20-го и начале 21-го веков произошёл взрыв технологических открытий, которые бросят вызов самой сути того, что значит быть человеком.
Мы (якобы) уже видели, как рождаются генетически отредактированные дети. Искусственный интеллект развивается быстрыми темпами, побеждая людей в задачах, в которых мы ранее оставались главными. «Лекарство от смерти» разрабатывается, пока я пишу. Считается, что продолжительность жизни уже живущих богачей простирается на сотни лет, создавая новый тип неравенства.
Являются ли бессмертные плутократы или генетически усовершенствованные люди сверхчеловеком? Или просто ещё один вид «последнего человека» - отточенный для комфортной жизни? Нацисты, конечно, имели свою собственную зловещую интерпретацию Овермана - арийской «главной расы» - и сами экспериментировали с евгеникой. Мы лунатики в подобной ловушке?
Ницше ясно даёт понять, что сверхчеловек может найти цель без Бога, но что нашей целью должен быть сверхчеловек, иначе есть только нигилизм. Я повторю фразу из монолога сумасшедшего выше: «Неужели мы сами не станем богами, чтобы казаться достойными [убийства Бога]?» (Примечание автора)
Возможно, мы откроем для себя что сверхчеловек - рецепт Ницше для нашей цели, если мы стремимся придерживаться ценностей, которые описывает Ницше: преодолевать наше человечество творческим совершенством, жить той жизнью, которую мы имеем сегодня («больше не хоронить голову в песок небесных вещей») и обретение смысла через самосоздание. Чтобы попасть туда, мы должны пройти три шага Ницше к осмысленной жизни.
Ницше писал в «Так говорил Заратустра»:
«Я люблю того, кто живёт ради знания и кто хочет знания, чтобы однажды Оверман мог жить. И таким образом он желает своего собственного падения. […] В человеке замечательно то, что он мост, а не цель».
У нас всё ещё есть «хаос», чтобы «родить танцующую звезду» (Овермана). Но этот хаос уменьшается в нас по мере того, как мир рационализируется, классифицируется и кодифицируется, поскольку комфорт становится нашей целью, поскольку жизнь рассматривается как балансовый отчёт, поскольку мы оцениваем стоимость всего и ничего не ценим. Ницше предупредил, что почва так долго будет плодородной, чтобы «человек посадил семя своей высшей надежды».
Наша цель сейчас - даже наше освобождение - это путешествие открытий. Какие великие вещи или какой кошмар могут исходить от нас в следующем тысячелетии?
Если вам понравилась эта статья, вам также может понравиться моя статья о трёх шагах Ницше к осмысленной жизни:
Три шага Ницше к осмысленной жизни (История о верблюде, льве и ребёнке)
Medium.com - Lessons from History
Уроки истории - это платформа для писателей, которые делятся идеями и вдохновляющими историями из мировой истории. Цель состоит в том, чтобы продвинуть историю на Medium и продемонстрировать ценность исторического письма.
Спасибо за чтение, надеюсь, вы узнали что-то новое.
Стивен Гамбарделла
Steven Gambardella
I write about philosophy and its practical benefits for your life and work.
Profile: https://medium.com/@stevengambardella
Contact: stevengambardella@gmail.com
LinkedIn: https://bit.ly/2RtEfdo
Medium member since July 2018
Top writer in Philosophy, History, Culture, Psychology, Life Lessons
Комментарии
Отправить комментарий