Immanuel Kant: Истины Жизни и Разум Критики

 



Иммануил Кант

Родился и прожил всю жизнь (22.04.1724 - 12.02.1804) в Кёнигсберге, Пруссия (современный Калининград, Россия). Является признанным родоначальником немецкой классической философии на стыке эпох Просвещения и романтизма. Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, не сравнимый даже с распорядком пунктуальных немцев, что позволило его телу пережить своих друзей, а его мысли - других мыслителей.

Философия Иммануила Канта – это правда жизни. Его философская деятельность затронула самые разные аспекты человеческого бытия. Он говорил обо всём: о жизни и смерти, о любви и работе, о детях и старости, о мужчинах и женщинах, о благе и долге, о происхождении Солнечной системы и человеческих рас. В центре философского учения Канта стоят человек, этика и право. Согласно философии Канта, прежде чем решать какие-либо человеческие проблемы, нужно сначала исследовать человеческое познание и установить его границы.

Среди фундаментальных трудов Канта, оказавших влияние на развитие мировой современной теоретической и практической философии, этики, культуры, политики, логики, выделяются такие учения: "Критика чистого разума" (гносеология), "Критика практического разума" (этика) и "Критика способности суждения" (эстетика). Деятельность Канта – это универсальное соединение постулатов эмпиризма и рационализма, философии Локка и Лейбница, скептицизма Юма. Всё это Кант наделил ещё и духом критицизма, ведь ничто не способно породить истину так, как это делает критика. Он отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума.


По материалам:
Два гениальных доказательства существования Бога, которые привёл Иммануил Кант
Счастливая Жизнь
14.09.2020
3,5 мин чтения


Содержание

Предисловие
1. Об ответственности за свою жизнь
2. О чувстве неудовлетворённости
3. О фокусе внимания
4. О невозможности понять человеческую природу
5. О страхах
6. О доказательствах существования Бога
Комментарии




Предисловие


Немецкий философ Иммануил Кант по сей день считается одним из величайших мыслителей за всю историю человечества. Его не стало более 200 лет назад, но его изречения актуальны и в наше время. Посмотрите, о чём рассуждал великий Кант и как просто умел объяснять сложные жизненные процессы, и сравните его давние высказывания с современной терапией психологов и тренингами коучеров.

1. Об ответственности за свою жизнь


Люди сами создают себе проблемы и условия, при которых вынуждены страдать, считал великий мыслитель, и с этим трудно спорить. Ведь если вы не опускаете рук, не позволяете другим пользоваться вами или унижать вас, то всегда будете на высоте. А уж если допустили такое, не жалуйтесь, а исправляйте ситуацию.

"Тот, кто становится пресмыкающимся червём, может ли потом жаловаться, что его раздавили?"

2. О чувстве неудовлетворённости


Как часто мы жалуемся на судьбу, имея даже больше, чем нам необходимо для счастья! Как часто бываем недовольны своими хорошими детьми и супругами, которые допустили ошибку?

Чувство неудовлетворённости жизнью и самим собой - самая распространённая проблема человека. Используя эту нашу особенность, крупнейшие производители товаров побуждают нас делать новые и новые покупки, дизайнеры создают новые коллекции одежды, чтобы вынудить нас следовать моде.

Вспомните хоть одного человека, который был бы доволен своей жизнью на 100%. С одной стороны это - вечное мучение и бесконечная "гонка за морковкой", с другой - чувство неудовлетворённости. Прекрасная мотивация для развития человечества!

"Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке."


"Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что всё - не есть всё."

3. О фокусе внимания


Психологи не раз твердили о пользе позитивного мышления, о привычке замечать в первую очередь хорошее в окружающем мире. Красота - в глазах смотрящего, говорили классики. И если вы фокусируете свое внимание преимущественно на хорошем, то жизнь автоматически становится легче и интереснее. В наших глазах будто установлен калейдоскоп, который складывает узор из нашего опыта, наших чувств и настроения. Вот почему, глядя на одного и того же человека, разные люди имеют о нём разное представление. Кому-то он кажется красивым, кому-то - уродливым.

"Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся звёзды."


"Весёлое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире"


Совет для повседневной жизни - начните улыбаться по утрам и ваши дни станут приятнее и радостнее!

4. О невозможности понять человеческую природу


Тысячи лет мыслители и ученые пытаются разгадать, как устроен человеческий мозг и мир в целом. Однако, чем больше мы узнаём о себе и о Вселенной, тем дальше уходим от истины.

Существует множество теорий и гипотез о том как всё устроено, но жизнь периодически подкидывает нам неожиданные сюрпризы, которые напрочь их опровергают. Так где же истина и нужно ли её искать?

"Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека."


5. О страхах


Страхи перед болезнью и немощью, маниакальное желание заботиться о своём здоровье, переходящее границы нормальности - всё это по мнению Канта не продлевает, а наоборот укорачивает дни человека.

Ведь если мы завышаем важность какого-то события или факта, мы создаём энергетический избыточный потенциал, и силы внешнего мира пытаются этот дисбаланс погасить.
Не зря говорят, что у многих людей почему-то сбываются самые пугающие страхи, ведь они постоянно держат их в уме!

"Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни".


"Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни."

6. О доказательствах существования Бога


Кант был атеистом, но при этом не отрицал существование Бога. Он говорил, что в любом случае жить нужно так, будто он существует. Ведь именно вера пробуждает в человеке желание поступать по-совести и испытывать эмпатию к окружающему миру.

Кант говорил, что знание о божественной природе сущего заложены в каждом человеке, как базовая программа, мы уже рождаемся с этим знанием. А если Всевышний и существует, то признаки его существования мы чувствуем глубоко внутри, на интуитивном уровне.

"Звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум всё новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем."


"Две вещи свидетельствуют мне о Боге: звёзды надо мной и совесть во мне."



Комментарии


Как много человеку мало!

Кант не был атеистом, был агностиком, он просто рационализировал веру, пытаясь понять Бога разумом, исключая церковные таинства и практики.
У Канта было всего одно доказательство Бога - категорический императив.
Бога нет, но жить надо по-божески.
Бог не личность, а энергия. (Ошо)

Бог – это не существо, а совокупность всех Вселенских законов: как физических, так и духовных, механизм действия которых мы не до конца понимаем. Понятие «Бог», просто более понятно людям. Тот, кто живёт по этим вселенским законам, получает благостную и счастливую жизнь, а кто игнорирует и нарушает, получает в жизни проблемы и страдания. И чем больше нарушений, тем больше этих проблем и страданий.
А мудрость Бога в том, что он НИКОГДА не берёт на себя никакой ответственности за поступки человека: ты просил, Я сделал, а за последствия Я не отвечаю – отвечаешь ты сам. Того, кто не обращается к Нему, того Он не видит и не замечает.
Каждый человек делает каждодневный выбор: куда пойти, с кем дружить и жить, где работать и т.п. Если выбор делаете по своей Душе и СВОИМ наклонностям и способностям, то и жизнь будет счастливой. А если нет, то будете каждый день получать проблемы, пока не одумаетесь и вернётесь на СВОЙ жизненный путь и займётесь СВОИМ делом, а не чужим. Так «Бог» направляет нас на путь истинный.
Чем больше будете отклоняться от своего пути, тем больше и сильнее будут проблемы, вплоть до смертельного исхода. Погоня за материальными ценностями никогда и никому не приносила ничего хорошего: добившись богатства, человек становится его рабом и живёт в постоянном страхе его потерять. Умирая, душа уносит только духовное богатство и жизненный опыт, а материальное богатство остаётся нашим врагам.

Может стоит популяризировать Канта в старших классах школы? Вместо, например, Солженицина?
 

 


 

Главное правило жизни, которому учит философия Канта

Текст Елены Евстафьевой читает Ирина Рагава
20.10.2020
Слушать выпуск 16 мин в Подкасте Лайфхакера


Содержание
    Вступление
    Кто такой Иммануил Кант?
    В чём заключается моральная философия Канта?
    Как это касается нашей жизни?
    Что ещё попадает под действие принципа цели-средства?
    Как это повлияло на Марка и как может повлиять на вас?

    

Вступление


Писатель Марк Мэнсон, автор книги "Тонкое искусство пофигизма", рассказал об этическом принципе известного мыслителя, актуальном до сих пор.

Кто такой Иммануил Кант?


В зависимости от вашей точки зрения, Кант был либо скучнейшим человеком на планете, либо воплощением мечты любого адепта продуктивности:
- Больше 40 лет подряд он просыпался в 5 утра и ровно 3 часа писал.
- 4 часа читал лекции в университете.
- Потом обедал в одном и том же ресторане.
- Во второй половине дня он
    выходил на длительную прогулку по одному и тому же парку,
    шёл одной и той же дорогой,
    возвращался домой в одно и то же время.
- Каждый день.
- Кант всю жизнь провёл в Кёнигсберге, нынешнем Калининграде.
- Он в буквальном смысле никогда не покидал город, хотя море было всего в часе езды. Он никогда его не видел.
- Он настолько автоматизировал свои привычки, что соседи шутили: "По нему можно сверять часы":
    он выходил на ежедневную прогулку в 15:30,
    каждый вечер ужинал с одним и тем же другом,
    возвращался домой закончить работу,
    ложился спать в 22:00.

Как не посмеяться над таким человеком? Ну и зануда! Серьёзно, чувак, начни уже жить!

Тем не менее Кант был самым влиятельным мыслителем в современной истории:
- Он сделал больше для судьбы мира, чем многие короли и армии до и после него.
- Он так описал пространство-время, что это вдохновило Эйнштейна на открытие принципов относительности.
- Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права.
- Он переосмыслил этику от начала до конца, ниспровергнув идеи, которые были в основе западной цивилизации со времён Аристотеля.
- Демократическое общество, которое защищает права личности, - частично его заслуга.
- Его учение о морали до сих пор обсуждают в университетах.

Давайте и мы поговорим об этом человеке. Возможно, вы скажите, что это полная ерунда. Кому вообще есть до этого дела?! Но в самих этих фразах - проявление моральной философии. Произнося их, вы подвергаете сомнению ценность какого-то явления. Стоит ли оно вашего времени и внимания? Оно лучше или хуже других? Такие вопросы относятся к сфере морали.

В чём заключается моральная философия Канта?


Моральная философия определяет наши ценности - что для нас важно, а что не важно. Ценности определяют наши решения, поступки и убеждения. Поэтому моральная философия затрагивает абсолютно всё в нашей жизни.

Моральная философия Канта уникальна. На первый взгляд противоречит интуиции. Он был уверен - что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой. Если лгать плохо, значит это всегда плохо, кто бы и когда это не делал.

Кант назвал такие универсальные этические принципы категорическими императивами. Это правила по которым нужно жить. Они действуют в любых ситуациях для любого человека. Некоторые из них были разгромлены другими философами в пух и прах, другие выдержали испытание временем.

Один из императивов поразил меня больше всего, говорит Марк Мэнсон. В любой ситуации он чётко указывает как нужно действовать и почему. Вот он.

"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился к нему как к средству."

Ничего не понятно, но давайте притормозим на минутку. Кант считал, что рациональность священна. Под рациональностью здесь подразумевается не умение играть в шахматы или разгадывать судоку, а сознание. Насколько сейчас известно, мы единственный во вселенной пример разумной самоорганизации. Единственные существа, которые способны принимать решения, взвешивать варианты и оценивать моральные последствия своих действий. Значит, нам нужно относиться к этому серьёзно. Значит, рациональность и охрана сознательного выбора должны быть основой моральных суждений. Что именно для этого делать? Переслушайте правила, которые я уже сказала.

Как это касается нашей жизни?


Давайте сформулируем правила более понятным языком. К человеку никогда нельзя относиться только как к средству для достижения какой-то цели. Относитесь к нему как к самостоятельной цели.

Чтобы стало ещё понятнее, разберём пример. Допустим, я хочу съесть бурито. Я сажусь в машину и еду в любимый ресторанчик мексиканской кухни. В этой ситуации съесть бурито - это моя конечная цель. Именно поэтому я сажусь в машину, заезжаю по пути на заправку и так далее. Всё это - средство для достижения цели. Конечная цель - то что мы хотим, само по себе. Это главный мотивирующий фактор наших решений и поступков. Если я еду за бурито, потому что моя жена этого захотела, а я хочу её порадовать, говорит Марк Мэнсон, то бурито больше не конечная цель. Конечная цель - сделать приятное жене. Но если я хочу сделать ей приятное, чтобы вечером у меня было больше шансов на секс, то радость жены - это тоже не цель, а средство для получения секса.

Скорее всего после последнего примера вы подумали, что я, Марк, какой-то мерзкий тип. Это именно то, о чём говорил Кант. Отношение к человеку как к средству для достижения своей цели - это основа аморального поведения.

Проверим, применимо ли это правило к другим поступкам:
- Лгать не этично, потому что вы дезориентируете человека для достижения собственных целей, то есть используете его как средство (эксплуатируете).
- Жульничать не этично, потому что так вы подрываете ожидания других разумных существ. Вы относитесь к правилам, на которые согласились вместе с другими как к средству для достижения своей цели.
- Прибегать к насилию не этично по тем же правилам. Вы используете человека для достижения личных или политических целей.

Что ещё попадает под действие принципа цели-средства?


Лень

Я ленюсь не меньше других и часто виню себя за это, говорит Марк. Все мы знаем, что, бездельничая, мы неизбежно вредим себе в долгосрочной перспективе. Но почему-то это не останавливает. Однако с точки зрения Канта лень не этична вовсе не поэтому. Он считал, что у каждого человека есть моральный долг - всегда поступать наилучшим образом. Не для выгоды, самооценки или общественной пользы. Нужно стараться сделать всё от себя зависящее, потому что иначе вы относитесь к себе как к средству, а не как к цели. Сидя на диване, в двадцатый раз обновляя ленту в соцсетях, вы используете своё сознание и внимание только как средство для получения удовольствия. Вы не раскрываете весь потенциал своего сознания. Согласно Канту, это не просто плохо, а не этично.

Зависимость

Обычно мы считаем зависимость аморальной, потому что она наносит вред окружающим. Но Кант считал, что злоупотребление алкоголем в первую очередь аморально по отношению к самому себе. Он не был совсем занудой. За обедом Кант выпивал немного вина, а по утрам курил трубку. Он не выступал против всех удовольствий, он был против чистого эскопизма. Кант считал, что нужно смотреть проблемам в лицо, что страдание иногда оправдано и необходимо. Поэтому использовать алкоголь или другие средства для того, чтобы убежать от жизни, не этично. Вы используете свой рассудок и свободу как средство для достижения определённой цели. В данном случае, чтобы в очередной раз словить кайф.

Желание угодить другим

Что ж тут не этичного? - скажете вы, - Разве старания сделать людей счастливыми - не проявление нравственности? Не в том случае, когда вы делаете это ради одобрения. Когда вы хотите угодить, ваши слова и поступки больше не отражают настоящие мысли и чувства. То есть вы используете самого себя для достижения цели. Но дальше хуже. Вы меняете своё поведение, чтобы понравиться другим, манипулируете их представлением о вас, чтобы получить одобрение, а значит используете их как средство для достижения цели. Это основа токсичных отношений.

Манипуляции и принуждения

Даже когда вы лжёте, но общаетесь с человеком, чтобы получить от него что-то без его чётко выраженного согласия, вы ведёте себя не этично. Кант придавал много значения согласию. Он считал, что это единственная возможность для здоровых взаимоотношений между людьми. Для того времени это была радикальная идея. Да и сегодня нам трудно её принять. Сейчас вопрос согласия острее всего стоит в двух сферах.
Во-первых, секс и романтические отношения. По правилу Канта всё, кроме чётко выраженного и трезвого согласия, этически не приемлемо. Сегодня это особенно наболевший вопрос. Лично у меня, говорит Марк, впечатление, что люди его слишком усложняют. Уже начинает казаться, что на свидании нужно двадцать раз спросить разрешение, прежде чем что-то сделать. Это не так. Главное - проявлять уважение. Скажите что чувствуете, спросите что чувствует другой человек, и с уважением примите ответ. Всё. Никаких сложностей! Уважение занимает важное место в системе ценностей Канта. Он утверждал, что у всех разумных существ есть достоинство и с этим нужно считаться. Вопрос о согласии - это демонстрация уважения. Любые действия без согласия между двумя людьми в какой-то степени не уважительные. Всё это звучит несколько старомодно. Но проблема согласия затрагивает любые человеческие отношения. И её последствия огромны.
Другая проблематичная сфера - продажи и реклама. Почти все маркетинговые стратегии строятся на отношении к людям как к средству для получения денег. Кант назвал бы это не этичным. Он с сомнением относился к капитализму, считая, что невозможно накопить состояние, не прибегая к каким-то манипуляциям и принуждению. Он не был антикапиталистом (коммунизма тогда ещё не существовало). Но ошеломляющее экономическое неравенство его беспокоило. По его мнению, моральный долг каждого, кто накопил значительное состояние, - раздать большую часть нуждающимся (обнулиться и перезагрузиться).

Предубеждение

У многих мыслителей эпохи Просвещения были расистские взгляды. В то время это было распространено. Хотя Кант тоже высказывал их в начале карьеры, позднее он сменил мнение. Он понял, что не у одной расы нет права порабощать другую. Ведь это классический пример отношения к людям как к средству для достижения цели. Кант стал яростным противником колониальной политики. Он говорил, что жестокость и угнетение, необходимые для порабощения народа, разрушают человечность людей, независимо от их расы. Для того времени это была настолько радикальная идея, что многие называли её абсурдной. Но Кант считал, что единственный способ предотвратить войны и угнетения - это международное правительство, объединяющее государства. Несколько веков спустя на основе этого была создана Организация Объединённых Наций.

Саморазвитие

Большинство философов Просвещения считали, что лучший способ жить - как можно больше увеличивать счастье и сокращать страдание. Такой подход называли утилитаризмом. Это и сегодня самый распространённый взгляд. Кант смотрел на жизнь совершенно по другому. Он считал так: если хочешь сделать мир лучше, начни с себя. Вот как он это объяснял. В большинстве случаев невозможно узнать заслуживает человек счастье или страдание. Потому что невозможно узнать его настоящие намерения и цели. Даже если стоит сделать кого-то счастливым, неизвестно что именно для этого нужно. Вы не знаете чувств, ценности и ожиданий другого человека. Не знаете как ваш поступок на нём скажется. К тому же не ясно из чего именно состоит счастье или страдание. Сегодня развод может причинять вам невыносимую боль, а через год вы будете считать это лучшим, что с вами происходило. Поэтому единственный логичный способ сделать мир лучше - это стать лучше самому. Ведь единственное, что вы знаете хоть сколько-то точно, это вы сами.
Кант определял саморазвитие как способность придерживаться категорических императивов. Он считал это долгом каждого. С его точки зрения, награда или наказание за невыполнение долга даётся не в раю или аду, а в той жизни, которую каждый создаёт для себя. Следование моральным принципам делает жизнь лучше не только для вас, но и для всех вокруг. Точно так же нарушение этих принципов создаёт лишние страдания для вас и окружающих. Правило Канта запускает "эффект домино". Став честнее с собой, вы станете честнее и с другими. Это в свою очередь вдохновит людей быть честнее с собой и внесёт позитивные изменения в их жизнь. Если бы правилу Канта придерживалось достаточное количество людей, мир изменился бы к лучшему. Причём, сильнее, чем от целенаправленных действий какой-то организации.

Самоуважение

Уважение к себе и уважение к окружающим взаимосвязаны. Обращение с собственой психикой - это шаблон, который мы применяем для взаимодействия с другими людьми. Вы не добьётесь больших успехов с другими, пока не разберётесь с собой. Самоуважение не в том, чтобы лучше себя чувствовать. Это понимание своей ценности. Понимание, что каждый человек, кем бы он ни был, заслуживает базовых прав и уважения. С точки зрения Канта, говорить себе, что ты ничего не стоящий кусок дерьма, так же не этично как говорить это другому человеку. Причинять вред себе - так же отвратительно как причинять вред окружающим. Поэтому любовь к себе и забота о себе - это не то, чему можно научиться, и не то, что можно практиковать, как говорят сегодня. Это то, что вы призваны культивировать в себе с точки зрения этики.

Как это повлияло на Марка и как может повлиять на вас?


Философия Канта, если глубоко в неё погрузиться, полна противоречий. Но его первоначальные идеи настолько сильны, что несомненно изменили мир. И изменили Марка, когда он наткнулся на них год назад. Вот что он рассказывает:


"Большую часть времени в промежутке от 20 до 30 лет я потратил на некоторые пункты из вышеперечисленного списка. Мне казалось, они сделают мою жизнь лучше. Но чем больше я к этому стремился, тем опустошённее себя чувствовал. Чтение Канта стало озарением. Он открыл для меня удивительную вещь. Не так важно что именно мы делаем, важна цель этих действий. Пока вы не нашли правильную цель, вы не найдёте ничего стоящего.

Кант не всегда был помешанным на распорядке занудой. В молодости он тоже любил повеселиться. Он засиживался допоздна с друзьями за вином и картами. Он поздно вставал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки. Только в 40 Кант забросил всё это и создал свой знаменитый распорядок. По его словам, он осознал нравственные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценные время и силы.

Кант называл это "развивать характер". То есть строить жизнь, стараясь максимально раскрыть свой потенциал. Он считал, что у большинства не получится развить характер до зрелого возраста. В молодости людей слишком соблазняют различные удовольствия, их бросает из стороны в сторону от воодушевления к отчаянию и обратно. Мы слишком зациклены на накоплении средств и не видим какие нами двигают цели. Чтобы развить характер, человек должен научиться управлять своими поступками и собой. Мало кто сможет добиться этой цели. Но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Единственное, к чему стоит стремиться."



Сайт Лайфхакер
Подкаст Лайфхакера
Чат Подкаст Лайфхакера
Полезно и интересно.
Короткие лекции о продуктивности, мотивации, отношениях, здоровье, в общем, обо всём, что сделает вашу жизнь легче, проще и интереснее.
Рассказываем обо всём, что можно «взломать»: о здоровье, работе и технологиях, об образовании, спорте и отдыхе, об отношениях, финансах и мотивации. Помогаем решить проблемы или упростить ситуации, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. Отвечаем на вопросы и призываем посмотреть на привычные вещи другими глазами.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Shamil Peyu

Igor Biryukov

Boris Pankin

Мудрость

Friedrich Nietzsche: Афоризмы и Принципы

Микро-эссе в шесть слов

Nik Satori

Hokku Haiku

Friedrich Nietzsche: Философия и Жизнь

Alena Belаvezhskaya